Флагман внедрения технологии Strip-till
самой эффективной системы предпосевной обработки почвы и точного внесения удобрений
Об опыте применения технологии стрип-тилл Станислава Котенко
2 октября 2015
Об опыте применения технологии стрип-тилл в условиях Черниговского Полесья, рассказывает Станислав Котенко, директор предприятия «Олстас-лен»
Полосная обработка, или стрип-тилл, — относительно новая для Украины система рационального обращения с почвами: земля вроде и обрабатывается на пахотную глубину, а то и глубже, однако полосами, а не сплошь. С самого своего появления на наших просторах стрип-тилл сразу получил не только поклонников, но и скептиков. Подтвердить или развеять мифы полосовой обработки, а также рассказать о трехлетнем опыте применения технологии мы попросили директора предприятия «Олстас-лен» Станислава Котенко.
— Станислав Иванович, расскажите о своих впечатлениях от стрип-тилл и об особенностях этой технологии.
— Для тех коллег, кто еще не знает, объясню, что стрип-тилл совмещает преимущества прогревания почвы в традиционной технологии с почвосберегающими преимуществами нулевой. Обработку подвергается только часть почвы, которая будет содержать высеянные семена. Каждая обрабатываемая полоска шириной около 10 см и глубиной до 28 см. Эта технология используется для культур с междурядьем 50-75 см, таких как кукуруза, подсолнечник, соя и другие. Агрегат за один проход выполняет до четырех операций, которые обычно требуются фермеру для сева. А осенью мы вносим в полосы удобрения – хлористый калий и РКД, при необходимости – КАС. Следовательно, если при традиционной технологии норма расхода топлива для подготовки площадей и высева семян составляет 35–40 л/га, то за стрип-тилл — 10–11 л/га. Добавьте сюда экономию минеральных удобрений до 25–50% из-за точного их размещения, продления срока эксплуатации трактора и преимущества станут очевидными. Сегодня очень актуальна задача сохранения влаги. Даже не представляю, что мы на своих полях весной возделывали бы почву, теряя драгоценную влагу.
– Довольно часто мне приходится слышать, что основное преимущество стрип-тилл заключается в экономии солярки, но это не совсем не так. Объясню почему: вспашка берет на 10 литров солярки больше, по сегодняшним ценам это 200 гривен на гектар. То есть это копейки против прочих расходов. С другой стороны, если взять урожай рапса или подсолнечника в три тонны, то доходы с гектара составят 25–30 тысяч гривен. Поэтому в этих масштабах экономия на солярке нескольких сотен гривен, по-моему, довольно сомнительна. Однако, если практически доказать, что стрип-тилл принесет дополнительные полтонны урожая с гектара, то это существенная прибыль для хозяйства.
— Что мотивировало вас перейти на эту технологию: только экономические факторы или что-то большее?
— Пахота, конечно, хорошая, но больше подходит для черноземов, а не для Полесья. В нашей зоне весной, после осенней вспашки на зябь, земля часто заплывает и уплотнена по структуре. Поэтому его нужно культивировать. Это значит, что на талом грунте тяжелый трактор должен сделать 3–4 прохода, что недопустимо. И речь идет не столько об экономии горючего, сколько о земле — весной ее нельзя часто трамбовать. Летом, во время уборки, тяжелые комбайны тоже наносят вред почве, но это только один проход и то по сухой земле. А делать несколько проходов тяжелой техникой весной – грех. То есть надо ждать, когда земля просохнет и тракторы перестанут пробуксовывать на влажной почве. Что касается технологии стрип-тилл, то она позволяет нам гораздо раньше выйти в поле. Так, например, яровые в этом году мы начали сеять еще в марте: температура почвы позволила, орудие наготове — почему нет? И сегодня, когда соседи сеют, мы уже имеем ровную лестницу. Уже третий год подряд мы попадаем агрегатами в те же щели в почве, которые своеобразно ложе для развития растения — почва здесь всегда мягкая и «дышит». Это важно для того, чтобы растение нормально развивалось и хорошо выросло. Более того, концентрация удобрений в полосе ежегодно растет, они никуда напрасно не испаряются.
— Как и где перенимали опыт работы с агрегатами стрип-тилл?
— Где-то 4–5 лет назад мы специально ездили в Америку, чтобы увидеть, как применяют стрип-тиллы. Там научились, закупили технику и стали фактически одними из первых в нашей стране, кто применяет эту технологию. Сейчас у нас два агрегата – 12- и 16-рядный. С их помощью выращиваем подсолнечник и кукурузу.
— Быстро ли удалось освоить технологию?
— Сначала мы допускали некоторые технологические огрехи, но результат был сразу неплохим. Понятно, что за стрип-тиллом обязательно применение навигационной системы с базовой станцией, создание и использование цифровых карт полей. Существенно нам помогает беспилотник – он обеспечивает контроль выполнения технологических операций, мониторинг вегетации растений и т.д. Всю полученную информацию мы изучаем комплексно: накладываем карты анализа почвы, внесение основных удобрений и азотной подкормки, индексы вегетации растений на отдельных участках поля, данные по урожайности и влажности зерна во время уборки. Это позволяет анализировать производственную деятельность и планировать будущие урожаи.
— Каким вы видите влияние технологии стрип-тилл на развитие растения?
— Все агрономы знают, что основой для хорошего урожая есть здоровая мощная корневая система, которая имеет доступ к питательным веществам. Для этого стрип-тилл обеспечивает точное размещение минеральных удобрений в области развития корней, причем на разных глубинах. При применении стрип-тилл создаются условия для более быстрого прогрева семенного ложа. Соответственно, семена быстрее прорастают, лучше развивается ее корневая система. На начальном этапе развития, как и по традиционной технологии, растение использует стартовые удобрения, расположенные ближе к поверхности. Затем корень, прорастая вглубь, «встречает» питательные вещества, занесенные культиватором на большую глубину, то есть подкормка происходит в течение всего времени вегетации. Это означает, что корень растет более мощным и длинным, и может достигать глубин, где залегают природные запасы влаги и питательных веществ.
— Вы упоминали об экономии удобрений, насколько можно сократить их унос?
— Уносить удобрения обычным разбросным способом, по-моему, — расточительство. Нужен нормальный, экономный подход. Существенная проблема Полесья – кислые почвы, как следствие – усвояемость элементов питания растениями значительно меньше, чем на нейтральных почвах. Поэтому очень невыгодно вносить удобрения в россыпь по поверхности почвы, ведь норму внесения нужно как минимум удваивать. Стрип-тилл в значительной степени решает эту проблему, так как локальное внесение концентрированных норм калийных и фосфорных удобрений обеспечивает эффективное питание растений в течение вегетации. Сегодня ученые говорят о том, что почвы нужно раскислять. Да, рекомендация хорошая, но это все равно, что посоветовать развернуть русло Днепра в противоположную сторону. На Полесье почвы естественно кислые. Американцы советуют не перерабатывать природу, а использовать ее самые лучшие стороны, и я с ними совершенно согласен. Стрип-тилл позволяет внести любое удобрение – в сухой или жидкой формах и извлечь из этого результат.
— Почему же тогда эта технология не слишком быстро распространяется среди фермеров?
— Жаль, однако сегодня в Украине посоветоваться и поговорить об этой технологии не с кем. Большинство хозяйств ни финансово, ни технологически не готовы вводить в себя нечто подобное. Хотя в других странах уже много лет как стрип-тилл доказывает свою результативность. Дело, прежде всего, в устоявшихся технологиях хозяйствования — зачем вводить что-то новое, если и старая технология хорошо работает? Аграрии не только в Украине, но и в мире достаточно консервативны: мол, так делал дед, так делал отец, и я буду так делать.
— Что вы могли бы ответить скептикам, выступающим против стрип-телла?
— Многие ученые утверждают, что земля раз в 3–4 года нуждается в переворачивании плугом. Однако, мне кажется, это совсем необязательно. Земля не только не нуждается в этом, но и, наоборот, вспашка нарушает естественную структуру почвы. Однако мы, к сожалению, пока и не решены проблемы, которые не позволяют полностью отказаться от вспашки. Хвощ и другие виды сорняков против них ни одна разумная химическая борьба не помогает. Эти сорняки появляются снова и снова — независимо от того, какая обработка почвы выбрана. Также у нас на Полесье есть проблема так называемых долин, которых на полях может быть 10–15%. Эти низменности во влажные годы зарастают хвощом, и ничего поделать нельзя. Только вспашка, пусть хоть и частично, но позволяет контролировать такие сорняки.
— Для хозяйств каких размеров и под какие культуры технология стрип-тилл будет наиболее целесообразной?
— Конечно, если производитель высевает 50 гектаров кукурузы, эта технология не окупится никогда. Однако если есть более 1000 гектаров этой культуры, то вкладывать средства в стрип-тилли, на мой взгляд, стоит. Однако прежде учтите все за и против» ведь существует понятие ресурса и амортизации. Это удовольствие не из дешевых, техника под эту технологию стоит от 80–100 тыс. долларов. А вот наша компания работает по полосовой технологии уже третий год и имеет положительный финансовый результат, оборудование нас ни разу не подводило.
— Какие еще трудности могут ожидать начинающих?
— Без RTK-станции и автопилотов по всей технике за эту технологию браться не стоит. Также должна быть продумана и правильно составлена ​​карта поля: как разметить поле агрегат, так потом уйдет и сеялка, и опрыскиватель. Надо сделать 3–4 проходить разной техники с точностью в 2–3 см, а это не очень просто, особенно для неопытного механизатора. Если каждый тракторист или оператор опрыскивателя будет «вышивать» по полю по своему усмотрению, то вместо позитива вы получите целую кучу проблем и ущерба.
— Я так понимаю, это вызывает определенные трудности в выборе персонала, который может работать по этой технологии?
— Мы не раз летали за границу — смотрели и интересовались, как это работает. Знаете, иногда меня удивляет, когда футболисты выходят на поле, чтобы просто бегать. Тренер нужен для разработки плана игры, создания игровых комбинаций. Всё нужно делать с умом. Действительно, эта технология сложна и накладывает больше обязанностей на операторов и трактористов — они должны быть внимательными и квалифицированными. Однако квалифицированные и искусные работники должны хорошо зарабатывать. Здесь не проходит «я уже два года не пью» — этого мало. Надо учиться, досконально знать компьютер, уметь пользоваться интернетом и очень важно быть надежным членом команды.
— Будете в текущем году проводить технологические новации и, возможно, изменять подходы?
— На мой взгляд, именно такие хозяйства, как наше, имеющие до 15–20 тыс. гектаров, могут быть самой мобильной и успешной «кастой» сельхозпроизводителей. Они ведь более «эластичны» в принятии решений. Разумеется, у холдингов свои плюсы, а у нас – свои. Мы не хотим бездумно набирать землю, а стремимся как можно эффективнее распоряжаться ею. Сегодня ведущие аграрные страны успешно применяют севообороты пшеница-рапс, соя-соя-кукуруза, пшеница-соя, а нас учили, что нужно применять минимум семипольный севооборот. К большому сожалению, рекомендации наших аграрных ученых иногда очень отстают, поэтому мы просто вынуждены перенимать передовой опыт непосредственно у зарубежных производителей. Создание полного цикла производства, собственные элеваторы — все это позволяет нам сегодня зарабатывать на тонне дополнительных 200–400 гривен, ведь мы можем не только качественно вырастить, но и сохранить без потерь, продавать крупными товарными партиями на экспорт без посредников.
— Площади под какими культурами вы планируете увеличивать, а под какими, наоборот, сократите?
— Некоторые изменения произойдут. Так, вместо 3000 гектаров кукурузы в этом году мы оставим всего 600 га. Ведь рентабельность ее выращивания почти нулевая из-за падения мировых цен. Также хотели отказаться и от подсолнечника, однако все равно 1000 гектаров оставляем. В то же время значительно увеличили площади под соей — 2000 га. Сегодня, если сравнить экономику, то 3 т кукурузы будут стоить так же, как одна сои, а затраты на производство (потребность в азоте, транспортировке, сушке), как вы понимаете, в разы выше — зачем же делать труд заглупо?
— Какой дадите совет аграриям по работе с почвой?
— Независимо от того, какую технологию применять, следует помнить, что растения и земля это живой организм, который нужно беречь, уважать и работать с удовольствием.
Беседовала Ирина Глотова Интервью было опубликовано в журнале "The Ukrainian Farmer". Все авторские права на информацию размещенную в журнале "The Ukrainian Farmer" и интернет-странице журнала по адресу http://www.agrotimes.net принадлежат исключительно издательскому дому «АГП Медиа» и авторам публикаций согласно Закону Украины "Об авторском праве и смежных право".